Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, в 2024 году, для его проведения, выбрана тема:
«Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики - банкинга, ретейла, медицины и промышленности, но несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, в Роспотребнадзоре обеспокоены последствиями его применения для безопасности потребителей. В настоящее время правовой статус ИИ законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.
Приоритеты защиты прав потребителей при использовании искусственного интеллекта (ИИ):
В эпоху генеративного ИИ с каждым днем все сильнее звучат аргументы в пользу его прозрачности и информированности потребителей. Рынок становится все более концентрированным: владение данными и моделями сосредотачивается в руках нескольких компаний. Зарождается угроза конкуренции и, следовательно, соблюдению требований антимонопольного законодательства. Отсутствие выбора лишает потребителей права на него.
ИИ изменит большую часть нашей жизни, распространившись на законы, нормы и ценности, что повысит важность прозрачности. Это означает, что традиционную защиту потребителей необходимо переосмыслить, чтобыидти в ногу со временем.
В Руководящих принципах Организации Объединенных Наций по защите прав потребителей подчеркивается важность прозрачности в контексте предоставления людям информации, требующейся им для осознанного выбора. Речь идет и о предоставлении властям возможности устанавливать правила и обеспечивать их соблюдение.
Работа по повышению прозрачности в сфере искусственного интеллекта уже началась. Гарантировать людям, что они станут истинными владельцами этой новой технологии, можно, обеспечив эффективную защиту потребителей на трех ключевых этапах: строительстве, распространении и ответственности.
Строительство. Многие потребители серьезно обеспокоены тем, как создается искусственный интеллект и как интегрируются данные. Людей волнует, законно ли собирается информация для обучения модели искусственного интеллекта, этичен ли человеческий труд, ответственно ли используются экологические ресурсы. Таким образом, деятельность разработчиков в создании инструмента, которым будут пользоваться потребители, должна быть такой же прозрачной, как и маркировка продовольственных и промышленных товаров, помогающая людям понять, что входит в их состав, и безопасен ли он для их жизни и здоровья.
Распространение. После того, как модель ИИ создана, ее необходимо направить на удовлетворение интересов потребителя. Ключевым спором в этом аспекте является разработка с открытым или закрытым исходным кодом. В открытых моделях исходный код приложения открыт для общего пользования, тогда как закрытая модель остается частной. Существуют аргументы в пользу каждого подхода, следовательно, обществу доступны разные инструменты. Однако нужно знать, как повлияет появление новой модели искусственного интеллекта, чтобы должным образом защитить потребителей. Не скрыли ли разработчики и пользователи продуктов риски, связанные с их использованием, предоставлена ли возможность исследователям и правоохранительным органам получать сведения по запросу, существуют ли правила использования кода — на эти и другие вопросы мы как потребители имеем право получить ответы.
Ответственность. Если система искусственного интеллекта создает проблему для человека, то необходимо установить четкие границы подотчетности и обращения за помощью к разработчикам, правительствам и гражданскому обществу. Это включает в себя право на возмещение ущерба и право на интеллектуальную собственность. Должны быть средства правовой защиты пострадавших от дискриминации и способы обжалования, оспорения решений, принятых алгоритмами искусственного интеллекта, например, в кредитовании, страховании, здравоохранении или найме.
По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений обращайтесь в
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ» г. Чита, ул. Ленинградская, д. 12, каб. 203
телефон: (83022) 22-44-71
8-924-805-46-26