Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
18.03.2024, 09:26

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, в 2024 году, для его проведения, выбрана тема:

«Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики - банкинга, ретейла, медицины и промышленности, но несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, в Роспотребнадзоре обеспокоены последствиями его применения для безопасности потребителей. В настоящее время правовой статус ИИ законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.

Приоритеты защиты прав потребителей при использовании искусственного интеллекта (ИИ):

В эпоху генеративного ИИ с каждым днем все сильнее звучат аргументы в пользу его прозрачности и информированности потребителей. Рынок становится все более концентрированным: владение данными и моделями сосредотачивается в руках нескольких компаний. Зарождается угроза конкуренции и, следовательно, соблюдению требований антимонопольного законодательства. Отсутствие выбора лишает потребителей права на него.

ИИ изменит большую часть нашей жизни, распространившись на законы, нормы и ценности, что повысит важность прозрачности. Это означает, что традиционную защиту потребителей необходимо переосмыслить, чтобыидти в ногу со временем.

В Руководящих принципах Организации Объединенных Наций по защите прав потребителей подчеркивается важность прозрачности в контексте предоставления людям информации, требующейся им для осознанного выбора. Речь идет и о предоставлении властям возможности устанавливать правила и обеспечивать их соблюдение.

Работа по повышению прозрачности в сфере искусственного интеллекта уже началась. Гарантировать людям, что они станут истинными владельцами этой новой технологии, можно, обеспечив эффективную защиту потребителей на трех ключевых этапах: строительстве, распространении и ответственности.

Строительство. Многие потребители серьезно обеспокоены тем, как создается искусственный интеллект и как интегрируются данные. Людей волнует, законно ли собирается информация для обучения модели искусственного интеллекта, этичен ли человеческий труд, ответственно ли используются экологические ресурсы. Таким образом, деятельность разработчиков в создании инструмента, которым будут пользоваться потребители, должна быть такой же прозрачной, как и маркировка продовольственных и промышленных товаров, помогающая людям понять, что входит в их состав, и безопасен ли он для их жизни и здоровья.

Распространение. После того, как модель ИИ создана, ее необходимо направить на удовлетворение интересов потребителя. Ключевым спором в этом аспекте является разработка с открытым или закрытым исходным кодом. В открытых моделях исходный код приложения открыт для общего пользования, тогда как закрытая модель остается частной. Существуют аргументы в пользу каждого подхода, следовательно, обществу доступны разные инструменты. Однако нужно знать, как повлияет появление новой модели искусственного интеллекта, чтобы должным образом защитить потребителей. Не скрыли ли разработчики и пользователи продуктов риски, связанные с их использованием, предоставлена ли возможность исследователям и правоохранительным органам получать сведения по запросу, существуют ли правила использования кода — на эти и другие вопросы мы как потребители имеем право получить ответы.

Ответственность. Если система искусственного интеллекта создает проблему для человека, то необходимо установить четкие границы подотчетности и обращения за помощью к разработчикам, правительствам и гражданскому обществу. Это включает в себя право на возмещение ущерба и право на интеллектуальную собственность. Должны быть средства правовой защиты пострадавших от дискриминации и способы обжалования, оспорения решений, принятых алгоритмами искусственного интеллекта, например, в кредитовании, страховании, здравоохранении или найме.

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений обращайтесь в

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ» г. Чита, ул. Ленинградская, д. 12, каб. 203

телефон: (83022) 22-44-71

8-924-805-46-26

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Официальный портал Забайкальский край

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: